Как работает двигатель автомобиля ВАЗ 2114
Двигатель ВАЗ 2114 представляет собой рядный 4-цилиндровый, 8-клапанный инжекторный силовой агрегат с рабочим объемом 1,5 литра. Он устанавливался на автомобили семейства Lada Samara, в том числе на ВАЗ 2114. Двигатель отличается надежностью, простотой конструкции и ремонтопригодностью.
Принцип работы
Работа двигателя внутреннего сгорания основана на преобразовании химической энергии топлива в механическую энергию вращения коленчатого вала. Процесс работы двигателя состоит из четырех тактов:
- Впуск. Впускной клапан открывается, и в цилиндр попадает топливно-воздушная смесь из впускного коллектора.
- Сжатие. Оба клапана закрываются, и поршень движется вверх, сжимая смесь.
- Рабочий ход. При достижении поршнем верхней мертвой точки происходит зажигание смеси свечой зажигания. Смесь сгорает, выделяя большое количество тепла и газов. Давление в цилиндре резко возрастает, и газы толкают поршень вниз.
- Выпуск. Выпускной клапан открывается, и поршень движется вверх, выталкивая отработанные газы из цилиндра в выпускной коллектор.
Такты повторяются непрерывно, обеспечивая вращение коленчатого вала и работу двигателя.
Система питания
Система питания двигателя ВАЗ 2114 инжекторная. Она состоит из следующих элементов:
- Топливный бак
- Топливный насос
- Топливный фильтр
- Регулятор давления топлива
- Топливная рампа
- Форсунки
Система питания отвечает за подачу топлива в цилиндры двигателя в необходимом количестве и в нужный момент времени. Топливо из бака забирается топливным насосом и подается через топливный фильтр и регулятор давления в топливную рампу. Форсунки впрыскивают топливо в цилиндры по сигналу с электронного блока управления (ЭБУ).
Система зажигания
Система зажигания двигателя ВАЗ 2114 электронная. Она состоит из следующих элементов:
- Аккумуляторная батарея
- Генератор
- Стартер
- Катушка зажигания
- Высоковольтные провода
- Свечи зажигания
Система зажигания отвечает за образование искры на свечах зажигания в нужный момент времени. Аккумуляторная батарея обеспечивает электрическим током систему зажигания при запуске двигателя. Генератор подзаряжает аккумуляторную батарею и питает систему зажигания при работе двигателя. Стартер запускает двигатель.
Катушка зажигания преобразует низкое напряжение бортовой сети в высокое напряжение, необходимое для образования искры. Высоковольтные провода передают высокое напряжение на свечи зажигания. Свечи зажигания создают искру между своими электродами, которая поджигает топливно-воздушную смесь в цилиндрах.
Газораспределительный механизм
Газораспределительный механизм (ГРМ) двигателя ВАЗ 2114 управляет открытием и закрытием клапанов впускного и выпускного коллекторов. Он состоит из следующих элементов:
- Распределительный вал
- Шкив распределительного вала
- Ремень ГРМ
- Натяжитель ремня ГРМ
- Клапаны
- Клапанные пружины
Распределительный вал вращается от коленчатого вала через зубчатый ремень ГРМ. На распределительном валу расположены кулачки, которые воздействуют на клапаны и открывают их в нужный момент времени. Клапаны закрываются под действием возвратных пружин.
Ремень ГРМ синхронизирует работу распределительного вала с коленчатым валом. При обрыве ремня ГРМ происходит нарушение фаз газораспределения, что приводит к повреждению двигателя.
Система охлаждения
Система охлаждения двигателя ВАЗ 2114 жидкостная. Она состоит из следующих элементов:
- Радиатор
- Водяной насос
- Термостат
- Электровентилятор
- Патрубки
Система охлаждения предназначена для поддержания оптимальной температуры двигателя. Водяной насос прокачивает охлаждающую жидкость по системе охлаждения. Термостат регулирует температуру охлаждающей жидкости, открывая или закрывая большой контур циркуляции.
Радиатор отдает тепло в окружающую среду. Электровентилятор принудительно обдувает радиатор, когда температура охлаждающей жидкости достигает определенного значения.
Система выпуска
Система выпуска двигателя ВАЗ 2114 предназначена для отвода отработанных газов из цилиндров в окружающую среду. Она состоит из следующих элементов:
- Выпускной коллектор
- Приемная труба
- Резонатор
- Глушитель
Выпускной коллектор собирает отработанные газы из цилиндров. Приемная труба соединяет выпускной коллектор с резонатором. Резонатор снижает уровень шума отработанных газов. Глушитель дополнительно снижает уровень шума и создает сопротивление потоку отработанных газов, что способствует заполнению цилиндров свежим зарядом.