## Ходовая часть ЗИЛ-130: назначение, устройство и особенности
### Назначение и состав ходовой части
Ходовая часть автомобиля ЗИЛ-130 представляет собой сложную систему, предназначенную для обеспечения движения транспортного средства. Она выполняет следующие основные функции:
— Поддерживает кузов и перевозимый груз, распределяя нагрузку на дорогу;
— Обеспечивает устойчивость автомобиля, препятствуя его опрокидыванию во время движения;
— Гасит колебания и удары, возникающие при преодолении неровностей дорожного покрытия;
— Передает тяговое усилие от двигателя к ведущим колесам.
В состав ходовой части ЗИЛ-130 входят следующие основные элементы:
### Рама
Рама служит основой ходовой части и представляет собой прочную металлическую конструкцию из лонжеронов, поперечин и усилителей. Она обеспечивает жесткость и прочность автомобиля, а также служит для крепления двигателя, трансмиссии, кузова и других узлов.
### Передняя подвеска
Передняя подвеска ЗИЛ-130 независимая, рессорная. Она состоит из следующих основных элементов:
— Две поперечные рессоры, установленные на кронштейнах рамы;
— Два рычага подвески, шарнирно соединенных с рессорами и ступицами передних колес;
— Гидравлические амортизаторы, гасящие колебания подвески;
— Стабилизатор поперечной устойчивости, уменьшающий крены кузова при поворотах.
### Задняя подвеска
Задняя подвеска ЗИЛ-130 зависимая, рессорно-балансирная. Она состоит из следующих основных элементов:
— Два продольных полуэллиптических рессоры;
— Два балансира, шарнирно соединенных с рессорами и ступицами задних колес;
— Два реактивных штанги, ограничивающих перемещение моста относительно рамы;
— Телескопические амортизаторы, гасящие колебания подвески.
### Колеса и шины
Колеса ЗИЛ-130 дисковые, штампованные из стали. На них устанавливаются бескамерные шины размерностью 230/80R22,5. Диски колес крепятся к ступицам на болтах.
### Тормозная система
Тормозная система ЗИЛ-130 гидравлическая, с пневматическим усилителем. Она состоит из следующих основных элементов:
— Два контура гидропривода, обеспечивающих раздельный привод тормозов передних и задних колес;
— Главный тормозной цилиндр, создающий давление в гидроприводе;
— Колесные цилиндры, приводящие в действие тормозные колодки;
— Воздушный компрессор, создающий пневматическое давление для усилителя тормозов;
— Вакуумный усилитель тормозов, повышающий эффективность торможения при малых усилиях на педали;
— Трубопроводы и шланги, соединяющие компоненты тормозной системы.
### Рулевое управление
Рулевое управление ЗИЛ-130 механическое, с гидроусилителем. Оно состоит из следующих основных компонентов:
— Рулевая колонка и рулевое колесо;
— Рулевой механизм (рулевой вал, червяк и сектор);
— Гидроусилитель рулевого управления, уменьшающий усилия на рулевом колесе;
— Рулевые тяги и наконечники, передающие усилие от рулевого механизма на поворотные кулаки колес.
### Передача крутящего момента
Передача крутящего момента от двигателя к ведущим колесам в ЗИЛ-130 осуществляется через карданную передачу и главную передачу.
Карданная передача состоит из двух карданных валов, соединенных шарнирами. Главный карданный вал соединяет коробку передач с промежуточным карданным валом, а промежуточный карданный вал — с главной передачей заднего моста.
Главная передача включает в себя конические шестерни и дифференциал. Конические шестерни увеличивают крутящий момент и изменяют его направление на 90 градусов. Дифференциал распределяет крутящий момент между задними колесами, позволяя им вращаться с разной скоростью при поворотах.
### Особенности ходовой части ЗИЛ-130
Ходовая часть ЗИЛ-130 обладает рядом особенностей, которые отличают ее от других автомобилей аналогичного класса:
— Высокая грузоподъемность (до 6 тонн);
— Устойчивость и надежность при эксплуатации в тяжелых условиях;
— Простота конструкции и доступность обслуживания;
— Возможность установки дополнительного оборудования (гидроманипуляторы, автокраны и др.).
Все эти особенности делают ЗИЛ-130 популярным и востребованным автомобилем для перевозки грузов в различных отраслях экономики.