Конструкция ходовой части колесных тракторов
Ходовая часть колесных тракторов представляет собой систему, обеспечивающую передвижение трактора и передачу тягового усилия от двигателя к грунту. Она состоит из ходового оборудования с колесами и трансмиссию.
Колеса
Колеса тракторов бывают двух основных типов:
Приводные
Управляемые
Приводные колеса обеспечивают передачу крутящего момента от трансмиссии к грунту. Они могут быть ведущими и ведомыми. Ведущие колеса жестко закреплены на полуосях заднего моста, а ведомые — на полуосях переднего моста (в случае полноприводных тракторов).
Управляемые колеса предназначены для обеспечения поворотливости трактора. Они могут быть передними или задними. Передние управляемые колеса обычно устанавливаются на поворотной оси, а задние — на шарнирах.
Шины колес являются основным элементом, обеспечивающим сцепление с грунтом. Они могут быть пневматическими, бескамерными или цельнолитыми.
Ходовое оборудование
Ходовое оборудование включает в себя следующие элементы:
Рама
Мосты
Рессоры и амортизаторы
Ступицы
Подшипники
Тормозная система
Рама является несущим элементом ходовой части и служит для соединения всех ее узлов. Мосты соединяют раму с колесами и обеспечивают передачу нагрузки от двигателя и трансмиссии на колеса.
Рессоры и амортизаторы предназначены для смягчения ударов и вибраций, возникающих при движении трактора по неровной поверхности. Ступицы являются элементами, на которых вращаются колеса. Подшипники обеспечивают вращение ступиц и уменьшают трение.
Трансмиссия
Трансмиссия трактора предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к ходовой части. Она может быть механической, гидромеханической или электрической.
Механическая трансмиссия
Механическая трансмиссия состоит из следующих элементов:
Сцепление
Коробка передач
Карданный вал
Главная передача
Дифференциал
Полуоси
Сцепление служит для кратковременного разъединения двигателя от трансмиссии. Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента и скорости движения трактора. Карданный вал передает крутящий момент от коробки передач к главной передаче.
Главная передача увеличивает крутящий момент и изменяет направление его действия. Дифференциал распределяет крутящий момент между ведущими колесами. Полуоси передают крутящий момент от дифференциала на колеса.
Гидромеханическая трансмиссия
Гидромеханическая трансмиссия представляет собой комбинацию механической и гидростатической трансмиссий. В ней используется гидротрансформатор, который выполняет функции сцепления и коробки передач.
Электрическая трансмиссия
Электрическая трансмиссия состоит из электродвигателей, которые установлены на каждом колесе трактора. Электродвигатели питаются от аккумуляторной батареи или генератора, который приводится в действие двигателем трактора.
Характеристики ходовой части
При выборе ходовой части трактора необходимо учитывать следующие характеристики:
Грузоподъемность
Скорость передвижения
Маневренность
Плавность хода
Сцепление с грунтом
Энергоэффективность
Грузоподъемность ходовой части определяется максимальным весом, который может перевозить трактор. Скорость передвижения зависит от мощности двигателя и передаточных чисел трансмиссии. Маневренность определяется радиусом поворота трактора.
Плавность хода ходовой части зависит от конструкции рессор и амортизаторов. Сцепление с грунтом определяется типом шин и рисунком их протектора. Энергоэффективность ходовой части характеризуется величиной потерь энергии при движении трактора.