Тормозная система ЗИЛ-4331: схема и описание
Тормозная система автомобиля ЗИЛ-4331 предназначена для регулирования скорости и остановки транспортного средства путём создания искусственного сопротивления движению. Она обеспечивает безопасность эксплуатации автомобиля и его пассажиров.
Схема тормозной системы ЗИЛ-4331
Тормозная система ЗИЛ-4331 включает в себя следующие основные компоненты:
тормозные механизмы;
трубопроводы;
тормозную педаль;
главный тормозной цилиндр;
вакуумный усилитель тормозов;
регулятор тормозных сил;
гидроаккумулятор;
стояночный тормоз.
Тормозные механизмы
Тормозные механизмы ЗИЛ-4331 устанавливаются на передних и задних колёсах автомобиля. Они предназначены для преобразования энергии движения транспортного средства в тепловую и рассеивания её в окружающую среду.
Передние тормозные механизмы дисковые, с плавающей скобой. Задние тормозные механизмы барабанные, с однопоршневым рабочим цилиндром.
Трубопроводы
Трубопроводы используются для транспортировки тормозной жидкости от главного тормозного цилиндра к рабочим цилиндрам тормозных механизмов. Они изготавливаются из стальных трубок или гибких шлангов.
Тормозная педаль
Тормозная педаль служит для приведения тормозной системы в действие. Она расположена в кабине водителя и имеет возможность регулировки по высоте.
Главный тормозной цилиндр
Главный тормозной цилиндр преобразует механическое усилие от тормозной педали в гидравлическое давление в тормозных трубопроводах. Он состоит из поршня, цилиндра и уплотнительных элементов.
Вакуумный усилитель тормозов
Вакуумный усилитель тормозов увеличивает усилие нажатия на тормозную педаль за счёт использования разрежения во впускном коллекторе двигателя. Он состоит из диафрагмы, штока и вакуумного баллона.
Регулятор тормозных сил
Регулятор тормозных сил распределяет тормозное усилие между передними и задними колёсами автомобиля в зависимости от нагрузки на заднюю ось. Он устанавливается на раме автомобиля и содержит два поршня и перепускной клапан.
Гидроаккумулятор
Гидроаккумулятор служит для создания и поддержания постоянного давления в тормозных трубопроводах. Он представляет собой накопительную ёмкость с мембраной, разделяющей её на две части.
Стояночный тормоз
Стояночный тормоз предназначен для удержания автомобиля на месте при его стоянке. Он приводится в действие механическим тросовым приводом и действует на задние колёса автомобиля.
Принцип работы тормозной системы ЗИЛ-4331
При нажатии на тормозную педаль механическое усилие передаётся на главный тормозной цилиндр, который преобразует его в гидравлическое давление в тормозных трубопроводах.
Вакуумный усилитель тормозов увеличивает усилие нажатия на тормозную педаль и снижает нагрузку на ногу водителя.
Гидроаккумулятор создаёт и поддерживает постоянное давление в тормозных трубопроводах, что обеспечивает быструю и надёжную срабатывания тормозных механизмов.
Регулятор тормозных сил распределяет тормозное усилие между передними и задними колёсами автомобиля в зависимости от нагрузки на заднюю ось, что предотвращает блокировку задних колёс.
Гидроаккумулятор разграничивает контуры тормозной системы: контур управления, контур передних тормозов, контур задних тормозов. Тормозная жидкость в контурах не смешивается, что обеспечивает независимость работы тормозов.
При отпускании тормозной педали в тормозной системе падает давление, поршни рабочих цилиндров возвращаются в исходное положение, и тормозные механизмы растормаживаются.
Неисправности тормозной системы ЗИЛ-4331
К наиболее распространённым неисправностям тормозной системы ЗИЛ-4331 относятся:
утечки тормозной жидкости из-за повреждения трубопроводов или неисправности рабочих цилиндров;
снижение эффективности тормозов из-за износа тормозных накладок или загрязнения тормозных механизмов;
увеличение свободного хода педали тормоза из-за износа или повреждения уплотнительных элементов главного тормозного цилиндра;
неравномерное тормозное усилие на колёсах из-за неисправности регулятора тормозных сил;
отсутствие растормаживания после отпускания тормозной педали из-за неисправности главного тормозного цилиндра или регулятора тормозных сил.
Техническое обслуживание тормозной системы ЗИЛ-4331
Для обеспечения исправности и безопасности тормозной системы ЗИЛ-4331 необходимо проводить её регулярное техническое обслуживание. Оно включает в себя:
проверку уровня тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра;
замену тормозной жидкости через каждые два года;
замену тормозных накладок при их износе;
промывку и смазку направляющих суппортов и тормозных механизмов;
регулировку свободного хода и высоты педали тормоза.
При возникновении любых неисправностей в работе тормозной системы необходимо обращаться к специалистам для их устранения.