Испытание рабочей тормозной системы

## Испытание рабочей тормозной системы

Рабочая тормозная система автомобиля предназначена для уменьшения скорости движения или полной его остановки за счет создания искусственного сопротивления качению колес. Состояние рабочей системы тормозов напрямую влияет на безопасность дорожного движения, поэтому проверка ее работоспособности является одним из основных пунктов технического осмотра ТС.

### Проверка эффективности тормозной системы

Для оценки эффективности тормозной системы используется испытательный стенд, который позволяет измерить:

Тормозной путь;
Тормозную силу на колесах;
Неравномерность тормозных сил.

Для проведения испытаний автомобиль устанавливают на нагрузочные площадки стенда таким образом, чтобы оси колес были направлены параллельно опорным роликам. Колеса автомобиля приводят во вращение и затем нажимают на педаль тормоза. Стенд фиксирует показатели тормозных сил, а по показаниям тахометра рассчитывается тормозной путь.

Согласно действующим правилам дорожного движения, тормозной путь транспортного средства с технически исправной тормозной системой должен составлять:

Для легковых автомобилей и грузовиков весом до 3,5 тонн — не более 38 метров при начальной скорости 40 км/ч;
Для грузовых автомобилей весом от 3,5 до 12 тонн — не более 46 метров при начальной скорости 40 км/ч;
Для автобусов — не более 49 метров при начальной скорости 40 км/ч.

### Проверка герметичности

Герметичность соединений в контуре рабочей тормозной системы проверяется путем создания избыточного давления в системе и визуального осмотра соединений. Прокачка системы тормозов проводится до тех пор, пока на штуцерах прокачки рабочего цилиндра тормозного механизма не перестанет выделяться воздух.

### Определение давления в тормозном приводе

Давление в тормозном приводе проверяется манометром, подключенным к контуру привода. Нажатие на педаль тормоза должно приводить к росту давления в контуре, а отпускание педали — к снижению давления.

Читать далее  Тормозная система паз вектор некст схема

### Проверка герметичности вакуумного усилителя тормозов

Показателями работоспособности вакуумного усилителя являются:

Увеличение усилия нажатия на педаль тормоза при увеличении числа оборотов двигателя и отсутствие ощутимого возрастания этого усилия при работающем на холостом ходу двигателе;
Наличие разрежения во впускном трубопроводе при неработающем двигателе;
Увеличение частоты холостого хода двигателя при нажатии на педаль тормоза с усилием, необходимым для получения максимального тормозного усилия (усилие измеряется в килограммах);
Снижение частоты холостого хода двигателя при нажатии на педаль тормоза с усилием, необходимым для получения минимального тормозного усилия (усилие измеряется в килограммах).

### Проверка работоспособности вспомогательной тормозной системы

Вспомогательная тормозная система является отдельным контуром и применяется для снижения скорости и остановки прицепа или полуприцепа в случае неисправности или выхода из строя рабочей тормозной системы тягача. Испытание вспомогательной системы проводится на испытательном стенде путем имитации аварийного режима (выключение подачи воздуха в контур привода рабочей тормозной системы или повреждение контура).

### Оценка регулировки тормозных механизмов

Регулировка тормозных механизмов проводится для обеспечения равномерного распределения тормозных сил по колесам и предотвращения самопроизвольного торможения. Правильно отрегулированные тормозные механизмы позволяют достичь следующих показателей:

Разница тормозных сил на колесах одной оси не превышает 25%;
Свободный ход педали тормоза не более 10 мм.

После проведения всех проверок наносят на тормозные трубки соответствующие маркировки:

Зеленая маркировка — жидкость на минеральной основе;
Красная маркировка — жидкость на гликолевой основе;
Синяя маркировка — жидкость на силиконовой основе;
Желтая маркировка — жидкость на бутилоксиэтиленовой основе.

### Результаты испытаний

Результаты испытаний рабочей тормозной системы оформляются в виде протокола, в котором указываются все измеренные значения. Протокол должен соответствовать требованиям действующих правил и нормативных документов. Если во время испытаний выявлены неисправности, то их необходимо устранить перед эксплуатацией транспортного средства.