Работа тормозной системы трактора МТЗ
Тормозная система трактора МТЗ предназначена для снижения скорости и остановки машины, удержания её на месте при стоянке на уклонах, а также для обеспечения плавного торможения при движении на спусках.
Виды тормозов
Тормозная система трактора МТЗ включает в себя:
Рабочие тормоза: используются для снижения скорости и остановки машины при движении. Они бывают двух типов:
дисковые: установлены на передних колёсах и работают за счёт сжатия диска между двумя тормозными колодками;
колодочные: установлены на задних колёсах и работают за счёт сжатия тормозного барабана двумя тормозными колодками.
Стояночные тормоза: используются для удержания трактора на месте при стоянке. Они механического типа и работают за счёт удержания колёс в заблокированном состоянии.
Дополнительно-тормозные устройства: к ним относится моторный тормоз — дополнительный тормозной механизм, использующий сопротивление двигателя для снижения скорости трактора.
Принцип работы рабочего тормоза
Рабочий тормоз активируется при нажатии на педаль тормоза. При этом происходит следующее:
На главном тормозном цилиндре создаётся давление жидкости.
Жидкость поступает по тормозным трубопроводам к рабочим цилиндрам тормозов.
Рабочие цилиндры приводят в действие тормозные механизмы — колодки прижимаются к барабану или диску.
Происходит трение между колодками и тормозной поверхностью, что приводит к снижению скорости трактора.
Принцип работы стояночного тормоза
Стояночный тормоз активируется при перемещении рычага ручного тормоза в верхнее положение. При этом происходит следующее:
Приводится в действие механизм стояночного тормоза.
Блокируются колёса, что предотвращает движение трактора.
Устройство тормозной системы
Тормозная система трактора МТЗ состоит из следующих основных компонентов:
Главный тормозной цилиндр: создаёт давление жидкости в тормозной системе.
Рабочие тормозные цилиндры: приводят в действие тормозные механизмы.
Тормозные механизмы: дисковые или колодочные.
Тормозные трубопроводы: подводят жидкость от главного тормозного цилиндра к рабочим цилиндрам.
Бачок тормозной жидкости: поддерживает уровень жидкости в тормозной системе.
Наконечники тормозных трубопроводов: соединяют трубопроводы с тормозными механизмами.
Рычаг ручного тормоза: активирует стояночный тормоз.
Блокировка стояночного тормоза: предотвращает случайное отключение стояночного тормоза.
Обслуживание тормозной системы
Для обеспечения эффективной работы тормозной системы необходимо проводить её регулярное обслуживание:
Проверяйте уровень тормозной жидкости в бачке и при необходимости доливайте.
Регулярно меняйте тормозную жидкость (каждые два года или согласно инструкции по эксплуатации).
Проверяйте состояние тормозных накладок и дисков и при необходимости заменяйте их.
Очищайте тормозные механизмы от грязи и пыли.
Проверяйте герметичность тормозных трубопроводов и при необходимости устраняйте утечки.
Регулируйте свободный ход педали тормоза.
Проверяйте состояние троса ручного тормоза и при необходимости регулируйте его.
Неисправности тормозной системы
Наиболее распространённые неисправности тормозной системы трактора МТЗ:
Низкий уровень тормозной жидкости: может привести к снижению эффективности торможения или отказу тормозов.
Утечка тормозной жидкости: приводит к снижению давления в тормозной системе и снижению эффективности торможения.
Износ тормозных накладок: приводит к снижению эффективности торможения.
Неисправность главного тормозного цилиндра: может привести к отказу тормозов.
Завоздушивание тормозной системы: приводит к снижению эффективности торможения.
Неисправность стояночного тормоза: может привести к невозможности удерживать трактор на месте при стоянке на уклонах.
В случае обнаружения неисправностей тормозной системы необходимо немедленно устранить их, обратившись к специалисту. Неисправная тормозная система представляет серьёзную угрозу безопасности и может привести к аварии.