Регулировка рабочей тормозной системы
Рабочая тормозная система предназначена для принудительного снижения скорости или полной остановки автомобиля. Эффективность ее работы напрямую влияет на безопасность дорожного движения. В процессе эксплуатации автомобиля детали тормозной системы подвержены естественному износу, что влечет за собой необходимость периодической регулировки ее механизмов.
Компоненты рабочей тормозной системы
Рабочая тормозная система состоит из следующих основных компонентов:
- Тормозная педаль;
- Тормозной главный цилиндр;
- Тормозные трубопроводы и шланги;
- Тормозные механизмы колес (суппорты, барабаны, колодки);
- Задние и передние тормозные диски.
Необходимость регулировки тормозной системы
Регулярная регулировка рабочей тормозной системы необходима для обеспечения:
- Оптимального зазора между тормозными колодками и дисками/барабанами;
- Равномерного распределения усилия торможения между колесами;
- Отсутствия «провалов» и чрезмерной тугости тормозной педали;
- Своевременного и полного срабатывания тормозных механизмов.
Виды регулировочных работ
Регулировка тормозной системы включает в себя несколько видов работ:
- Регулировка свободного хода тормозной педали;
- Регулировка зазора между тормозными колодками и тормозными дисками/барабанами;
- Прокачка тормозной системы (удаление воздуха из гидропривода).
Регулировка свободного хода тормозной педали
Свободный ход тормозной педали — это расстояние, которое проходит педаль до начала срабатывания тормозных механизмов. Оптимальным считается свободный ход в пределах 10-20 мм. При увеличении свободного хода может ухудшиться динамика торможения, а при его уменьшении — возрастает риск возникновения перегрева тормозных механизмов.
Для регулировки свободного хода тормозной педали необходимо:
- Найти регулировочный шток на главном тормозном цилиндре;
- С помощью ключа повернуть шток на несколько оборотов, чтобы уменьшить свободный ход;
- Проверить свободный ход и отрегулировать его до требуемого значения.
Регулировка зазора между тормозными колодками и тормозными дисками/барабанами
Зазор между тормозными колодками и тормозными дисками/барабанами должен быть минимальным, чтобы обеспечить быстрое и полное срабатывание тормозных механизмов. При увеличенном зазоре может увеличиваться время реакции тормозной системы, а при уменьшенном — возникнуть преждевременный износ колодок.
Для регулировки зазора между тормозными колодками и тормозными дисками необходимо:
- Снять колесо с автомобиля;
- С помощью торцевого ключа выкрутить направляющие пальцы суппорта;
- Установить суппорт на место и проверить зазор между колодками и диском;
- Если зазор слишком большой, необходимо подложить регулировочные шайбы под направляющие пальцы суппорта;
- Если зазор слишком маленький, необходимо снять регулировочные шайбы или заменить направляющие пальцы суппорта.
Для регулировки зазора между тормозными колодками и тормозными барабанами необходимо:
- Снять барабан с колеса;
- Регулировочным колесиком или эксцентриком установить зазор между колодками и барабаном в пределах 0,2-0,5 мм;
- Проверить зазор и при необходимости повторить регулировку.
Прокачка тормозной системы
Прокачка тормозной системы необходима для удаления воздуха из гидропривода. Наличие воздуха в системе может привести к снижению эффективности торможения или даже к полному отказу тормозов.
Для прокачки тормозной системы необходимо:
- Открыть крышку бачка тормозной жидкости;
- Подсоединить к каждому из тормозных отводных штуцеров на колесах прозрачный шланг;
- Опустить свободный конец шланга в емкость с тормозной жидкостью;
- Медленно нажать на тормозную педаль и отпустить ее;
- Повторить предыдущий шаг, пока из шланга не пойдет чистая тормозная жидкость без пузырьков воздуха;
- Закрыть тормозные штуцеры и долить тормозную жидкость в бачок до необходимого уровня.
Периодичность регулировки тормозной системы
Периодичность регулировки рабочей тормозной системы зависит от условий эксплуатации автомобиля и интенсивности его использования. Как правило, рекомендуется проводить регулировку каждые 10-15 тыс. км пробега или не реже одного раза в год. При появлении признаков неисправности тормозной системы (скрежет, стук, вибрация, увеличенный тормозной путь) необходимо незамедлительно провести ее диагностику и регулировку.
Заключение
Регулировка рабочей тормозной системы является важнейшей процедурой технического обслуживания автомобиля. Своевременная и качественная регулировка обеспечивает эффективную и безопасную работу тормозов, что напрямую влияет на безопасность дорожного движения. Автолюбителям рекомендуется периодически проверять состояние тормозной системы и при необходимости выполнять ее регулировку, а также обращаться к специалистам в случае возникновения неисправностей.