Регулировка рабочей тормозной системы

Регулировка рабочей тормозной системы

Рабочая тормозная система предназначена для принудительного снижения скорости или полной остановки автомобиля. Эффективность ее работы напрямую влияет на безопасность дорожного движения. В процессе эксплуатации автомобиля детали тормозной системы подвержены естественному износу, что влечет за собой необходимость периодической регулировки ее механизмов.

Компоненты рабочей тормозной системы

Рабочая тормозная система состоит из следующих основных компонентов:

  • Тормозная педаль;
  • Тормозной главный цилиндр;
  • Тормозные трубопроводы и шланги;
  • Тормозные механизмы колес (суппорты, барабаны, колодки);
  • Задние и передние тормозные диски.

Необходимость регулировки тормозной системы

Регулярная регулировка рабочей тормозной системы необходима для обеспечения:

  • Оптимального зазора между тормозными колодками и дисками/барабанами;
  • Равномерного распределения усилия торможения между колесами;
  • Отсутствия «провалов» и чрезмерной тугости тормозной педали;
  • Своевременного и полного срабатывания тормозных механизмов.

Виды регулировочных работ

Регулировка тормозной системы включает в себя несколько видов работ:

  • Регулировка свободного хода тормозной педали;
  • Регулировка зазора между тормозными колодками и тормозными дисками/барабанами;
  • Прокачка тормозной системы (удаление воздуха из гидропривода).

Регулировка свободного хода тормозной педали

Свободный ход тормозной педали — это расстояние, которое проходит педаль до начала срабатывания тормозных механизмов. Оптимальным считается свободный ход в пределах 10-20 мм. При увеличении свободного хода может ухудшиться динамика торможения, а при его уменьшении — возрастает риск возникновения перегрева тормозных механизмов.

Для регулировки свободного хода тормозной педали необходимо:

  • Найти регулировочный шток на главном тормозном цилиндре;
  • С помощью ключа повернуть шток на несколько оборотов, чтобы уменьшить свободный ход;
  • Проверить свободный ход и отрегулировать его до требуемого значения.
Читать далее  Регулировка тормозных систем трактора

Регулировка зазора между тормозными колодками и тормозными дисками/барабанами

Зазор между тормозными колодками и тормозными дисками/барабанами должен быть минимальным, чтобы обеспечить быстрое и полное срабатывание тормозных механизмов. При увеличенном зазоре может увеличиваться время реакции тормозной системы, а при уменьшенном — возникнуть преждевременный износ колодок.

Для регулировки зазора между тормозными колодками и тормозными дисками необходимо:

  • Снять колесо с автомобиля;
  • С помощью торцевого ключа выкрутить направляющие пальцы суппорта;
  • Установить суппорт на место и проверить зазор между колодками и диском;
  • Если зазор слишком большой, необходимо подложить регулировочные шайбы под направляющие пальцы суппорта;
  • Если зазор слишком маленький, необходимо снять регулировочные шайбы или заменить направляющие пальцы суппорта.

Для регулировки зазора между тормозными колодками и тормозными барабанами необходимо:

  • Снять барабан с колеса;
  • Регулировочным колесиком или эксцентриком установить зазор между колодками и барабаном в пределах 0,2-0,5 мм;
  • Проверить зазор и при необходимости повторить регулировку.

Прокачка тормозной системы

Прокачка тормозной системы необходима для удаления воздуха из гидропривода. Наличие воздуха в системе может привести к снижению эффективности торможения или даже к полному отказу тормозов.

Для прокачки тормозной системы необходимо:

  • Открыть крышку бачка тормозной жидкости;
  • Подсоединить к каждому из тормозных отводных штуцеров на колесах прозрачный шланг;
  • Опустить свободный конец шланга в емкость с тормозной жидкостью;
  • Медленно нажать на тормозную педаль и отпустить ее;
  • Повторить предыдущий шаг, пока из шланга не пойдет чистая тормозная жидкость без пузырьков воздуха;
  • Закрыть тормозные штуцеры и долить тормозную жидкость в бачок до необходимого уровня.

Периодичность регулировки тормозной системы

Периодичность регулировки рабочей тормозной системы зависит от условий эксплуатации автомобиля и интенсивности его использования. Как правило, рекомендуется проводить регулировку каждые 10-15 тыс. км пробега или не реже одного раза в год. При появлении признаков неисправности тормозной системы (скрежет, стук, вибрация, увеличенный тормозной путь) необходимо незамедлительно провести ее диагностику и регулировку.

Читать далее  Как одному прокачать тормозную систему газель

Заключение

Регулировка рабочей тормозной системы является важнейшей процедурой технического обслуживания автомобиля. Своевременная и качественная регулировка обеспечивает эффективную и безопасную работу тормозов, что напрямую влияет на безопасность дорожного движения. Автолюбителям рекомендуется периодически проверять состояние тормозной системы и при необходимости выполнять ее регулировку, а также обращаться к специалистам в случае возникновения неисправностей.