## Резервная тормозная система: назначение, виды и принцип работы
Резервная тормозная система представляет собой дополнительный тормозной механизм, который срабатывает в случае отказа основной тормозной системы или ее частичной неисправности. Основная задача резервной тормозной системы заключается в обеспечении минимального уровня тормозной эффективности, достаточного для безопасной остановки транспортного средства.
### Назначение и особенности
Восстановление торможения при отказе основной тормозной системы или ее частичном выходе из строя.
Обеспечение безопасной остановки транспортного средства на минимально допустимой скорости.
Предотвращение аварийных ситуаций, связанных с неожиданной потерей тормозного усилия.
### Виды резервных тормозных систем
В зависимости от принципа работы и используемых компонентов различают следующие виды резервных тормозных систем:
1. Механические системы:
Стояночный тормоз: Приводится в действие механически и обычно используется в качестве резервного тормоза на тяжелых транспортных средствах (грузовики, автобусы).
Ручной аварийный тормоз: Устанавливается на некоторые легковые автомобили и представляет собой дополнительный рычаг управления, который задействует отдельный привод задних тормозов.
2. Гидравлические системы:
Раздельные гидравлические контуры: Основная тормозная система разделяется на два независимых контура, каждый из которых обслуживает одну половину тормозных механизмов автомобиля. При отказе одного контура второй продолжает функционировать, обеспечивая частичное торможение.
Тандемный главный цилиндр: Имеет два поршня, каждый из которых управляет отдельным гидравлическим контуром. При отказе одного поршня второй остается работоспособным.
3. Электрические системы:
Электрический аварийный тормоз: Активируется с помощью электронного блока управления и задействует тормозные механизмы независимо от основной тормозной системы.
Электронное распределение тормозных усилий (EBD): Система, которая контролирует и регулирует тормозные усилия, применяемые к каждому колесу. При отказе основной тормозной системы EBD может использовать отдельные электродвигатели для приведения в действие некоторых тормозных механизмов.
4. Комбинированные системы:
Комбинация механических и гидравлических компонентов.
Комбинация гидравлических и электрических компонентов.
### Принцип работы
Резервная тормозная система срабатывает в том случае, когда основная тормозная система становится неработоспособной или ее эффективность значительно снижается. Принцип работы конкретной резервной системы зависит от ее типа и конструкции.
Механические системы:
Стояночный или аварийный тормоз приводится в действие вручную, либо механически соединяется с другими элементами управления (например, с рычагом переключения передач).
Гидравлические системы:
При отказе одного гидравлического контура дополнительный контур продолжает функционировать, передавая тормозную жидкость к соответствующим тормозным механизмам.
Тандемный главный цилиндр обеспечивает работу второго поршня и контура в случае выхода из строя первого.
Электрические системы:
Электрический аварийный тормоз получает команду на срабатывание от электронного блока управления и активирует тормозные механизмы с помощью электроприводов.
EBD использует электрические сигналы для управления электродвигателями, которые приводят в действие тормозные механизмы на отдельных колесах.
### Обслуживание и проверка
Наличие и исправность резервной тормозной системы имеет решающее значение для обеспечения безопасности транспортного средства и его водителя. Для поддержания резервной тормозной системы в рабочем состоянии необходимо проводить регулярное обслуживание и проверки.
Регулярный осмотр: Проверка состояния компонентов резервной тормозной системы, таких как тросы, колодки, цилиндры и электрические соединения.
Проверка работоспособности: Периодическая проверка работоспособности резервной тормозной системы путем имитации отказа основной системы или ее частичного выхода из строя.
Замена компонентов: Своевременная замена изношенных или поврежденных компонентов резервной тормозной системы.
Отсутствие должного обслуживания и проверки резервной тормозной системы может привести к снижению ее эффективности или полному выходу из строя, что существенно повышает риск аварийных ситуаций на дороге.