## Требования к техническому состоянию рабочей тормозной системы
### Общие требования
Техническое состояние рабочей тормозной системы автомобиля должно соответствовать следующим общим требованиям:
— Обеспечение надежного и эффективного торможения автомобиля при любых условиях эксплуатации.
— Снижение риска возникновения дорожно-транспортных происшествий, связанных с неисправностями тормозной системы.
— Соответствие нормативным документам и правилам технической эксплуатации транспортных средств.
### Конкретные требования
1. Назначение рабочей тормозной системы
Рабочая тормозная система предназначена для замедления и остановки автомобиля за счет преобразования кинетической энергии его движения в тепловую энергию.
2. Состав рабочей тормозной системы
В состав рабочей тормозной системы входят следующие основные компоненты:
— Тормозные механизмы
— Привод тормозных механизмов
— Тормозные трубопроводы
— Тормозная жидкость
3. Тормозные механизмы
Тормозные механизмы обеспечивают преобразование механической энергии в тепловую за счет трения между фрикционными накладками и рабочими поверхностями тормозных дисков или барабанов.
Требования к тормозным механизмам:
— Износостойкость фрикционных накладок
— Эффективное отведение теплоты
— Защита от попадания воды, грязи и пыли
— Защита от коррозии
4. Привод тормозных механизмов
Привод тормозных механизмов осуществляет передачу усилия от водителя к тормозным механизмам. Он может быть гидравлическим, пневматическим, механическим или комбинированным.
Требования к приводу тормозных механизмов:
— Надежность и долговечность
— Малая величина свободного хода штока тормозного цилиндра или поршня тормозного суппорта
— Герметичность уплотнений
— Отсутствие течей тормозной жидкости
5. Тормозные трубопроводы
Тормозные трубопроводы предназначены для передачи давления тормозной жидкости от главного тормозного цилиндра к колесным тормозным механизмам.
Требования к тормозным трубопроводам:
— Прочность и герметичность
— Устойчивость к коррозии и воздействию агрессивных сред
— Правильная укладка и крепление без перегибов и натяжений
6. Тормозная жидкость
Тормозная жидкость передаёт давление от главного тормозного цилиндра к колесным тормозным механизмам и смазывает подвижные элементы тормозной системы.
Требования к тормозной жидкости:
— Высокая температура кипения
— Малая вязкость
— Гигроскопичность (способность поглощать влагу)
— Совместимость с материалами тормозной системы
7. Усилитель тормозов
Усилитель тормозов предназначен для уменьшения усилия, прилагаемого водителем для воздействия на педаль тормоза. Он может быть вакуумным или электромеханическим.
Требования к усилителю тормозов:
— Надежность и долговечность
— Эффективность усиления тормозного усилия
— Стабильность работы при различных условиях эксплуатации
### Проверка технического состояния рабочей тормозной системы
Проверка технического состояния рабочей тормозной системы осуществляется визуально, с помощью специальных приборов и при дорожных испытаниях.
Визуальный осмотр
При визуальном осмотре проверяются следующие компоненты рабочей тормозной системы:
— Уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра
— Состояние тормозных накладок и дисков (барабанов)
— Герметичность тормозных трубопроводов и соединений
— Отсутствие механических повреждений и коррозии компонентов системы
Проверка с помощью приборов
Для проверки технического состояния рабочей тормозной системы используются следующие приборы:
— Динамометр для измерения тормозных сил
— Тестер тормозной системы для измерения давления тормозной жидкости, хода педали тормоза и других параметров
Дорожные испытания
Дорожные испытания включают проверку следующих характеристик рабочей тормозной системы:
— Эффективность торможения
— Равномерность распределения тормозного усилия
— Стабильность работы тормозной системы при различных условиях эксплуатации
— Отсутствие увода автомобиля в сторону при торможении
### Периодичность технического обслуживания рабочей тормозной системы
Периодичность технического обслуживания рабочей тормозной системы устанавливается производителем автомобиля и зависит от условий эксплуатации. Обычно рекомендуется проводить техническое обслуживание каждые 10-15 тысяч километров пробега или раз в год.
### Ремонт рабочей тормозной системы
Ремонт рабочей тормозной системы должен осуществляться только квалифицированными специалистами на специализированных станциях технического обслуживания. В процессе ремонта могут быть заменены изношенные или поврежденные компоненты системы, а также произведена регулировка и настройка.
### Последствия неисправностей рабочей тормозной системы
Неисправности рабочей тормозной системы могут привести к серьезным последствиям, в том числе:
— Увеличение тормозного пути
— Увод автомобиля в сторону при торможении
— Потеря управляемости
— Дорожно-транспортное происшествие
Регулярная проверка и техническое обслуживание рабочей тормозной системы являются важнейшими мерами по обеспечению безопасности эксплуатации автомобиля.