## Трансмиссия автомобиля ЗИЛ-130
Трансмиссия — это комплекс механизмов, служащих для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля. Трансмиссия выполняет следующие функции:
Поддержание оптимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя независимо от скорости автомобиля;
Изменение крутящего момента в широких пределах по величине и направлению;
Обеспечение возможности движения автомобиля задним ходом;
Отключение трансмиссии от двигателя, что необходимо при запуске и остановке двигателя, переключении передач и т. п.
### Устройство трансмиссии ЗИЛ-130
В состав трансмиссии ЗИЛ-130 входят следующие элементы:
Сцепление;
Коробка передач;
Карданная передача;
Задний мост;
Главная передача;
Межосевой дифференциал.
Сцепление
Сцепление служит для плавного соединения и разъединения двигателя с трансмиссией. На ЗИЛ-130 установлено однодисковое сухое сцепление с периферийными пружинами и гидравлическим приводом выключения.
Коробка передач
Коробка передач предназначена для изменения передаточного отношения между двигателем и ведущими колесами. На ЗИЛ-130 установлена пятиступенчатая коробка передач с двумя промежуточными валами и синхронизаторами на всех передачах переднего хода, кроме первой.
Карданная передача
Карданная передача служит для передачи крутящего момента от коробки передач к ведущим мостам. Она состоит из карданного вала, который соединяется с коробкой передач шлицевым соединением, и двух промежуточных карданных валов, которые соединяются с задним мостом шарнирами Гука.
Задний мост
Задний мост служит для передачи крутящего момента на ведущие колеса. Он состоит из главной передачи, дифференциала и полуосей. Главная передача — гипоидная, со спирально-коническими шестернями. Дифференциал — конический, с четырьмя сателлитами.
Главная передача
Главная передача служит для увеличения крутящего момента и передачи его на дифференциал. Передаточное отношение главной передачи — 6,33:1.
Межосевой дифференциал
Межосевой дифференциал служит для распределения крутящего момента между ведущими мостами. Он установлен в заднем мосту и представляет собой шестеренчатый дифференциал с четырьмя сателлитами.
### Работа трансмиссии ЗИЛ-130
При включении сцепления крутящий момент от двигателя передается через коробку передач и карданную передачу на задний мост. В заднем мосту крутящий момент передается на главную передачу, затем — на дифференциал и полуоси, которые передают его на ведущие колеса.
При движении по прямой межосевой дифференциал распределяет крутящий момент поровну между ведущими мостами. При повороте вследствие разницы угловых скоростей ведущих колес межосевой дифференциал перераспределяет крутящий момент, передавая больший момент на колесо, находящееся на внешней стороне поворота.
### Обслуживание трансмиссии ЗИЛ-130
Для обеспечения исправной работы трансмиссии необходимо проводить ее регулярное обслуживание, которое включает в себя:
Проверку уровня и замену масла в коробке передач и заднем мосту;
Регулировку сцепления;
Регулировку люфтов в карданной передаче;
Диагностику и ремонт трансмиссии в случае необходимости.