Тяговый расчет автомобиля с механической трансмиссией

## Тяговый расчет автомобиля с механической трансмиссией

### Введение

Тяговый расчет автомобиля с механической трансмиссией является важным этапом при проектировании и эксплуатации транспортных средств. Он позволяет определить силу тяги, необходимую для движения автомобиля с заданной скоростью по заданному дорожному профилю, а также выбрать оптимальные параметры трансмиссии.

### Основные понятия и обозначения

Сила тяги — сила, прикладываемая к ведущим колесам автомобиля и обеспечивающая его движение.
Мощность на ведущих колесах — мощность, передаваемая от двигателя на ведущие колеса.
Коэффициент полезного действия (КПД) трансмиссии — отношение мощности на ведущих колесах к мощности двигателя.
Коэффициент крутящего момента двигателя — отношение крутящего момента двигателя к моменту нагрузки.
Коэффициент крутящего момента трансмиссии — отношение крутящего момента на выходном валу к крутящему моменту на входном валу.
Передаточное число трансмиссии — отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни.

### Порядок расчета

Тяговый расчет автомобиля с механической трансмиссией выполняется в следующей последовательности:

1. Определение силы тяги

Сила тяги определяется по формуле:

«`
Fт = G(f + i) + Gv^2/r
«`

где:

Fт — сила тяги, Н;
G — вес автомобиля, Н;
f — коэффициент сопротивления качению;
i — уклон дороги, %;
v — скорость движения, м/с;
r — радиус качения колеса, м.

2. Определение мощности на ведущих колесах

Мощность на ведущих колесах определяется по формуле:

«`
Nк = Fт v
«`

где:

Nк — мощность на ведущих колесах, Вт;
Fт — сила тяги, Н;
v — скорость движения, м/с.

3. Определение КПД трансмиссии

КПД трансмиссии определяется по формуле:

«`
ηтр = Nк / Ne
«`

где:

ηтр — КПД трансмиссии;
Nк — мощность на ведущих колесах, Вт;
Ne — мощность двигателя, Вт.

Читать далее  Что такое трансмиссия переднеприводного автомобиля

4. Определение коэффициента крутящего момента двигателя

Коэффициент крутящего момента двигателя определяется по формуле:

«`
Kм = Ne / (2πn 9550)
«`

где:

Kм — коэффициент крутящего момента двигателя;
Ne — мощность двигателя, Вт;
n — число оборотов двигателя, об/мин.

5. Определение коэффициента крутящего момента трансмиссии

Коэффициент крутящего момента трансмиссии определяется по формуле:

«`
Kмтр = Kм / Iтр
«`

где:

Kмтр — коэффициент крутящего момента трансмиссии;
Kм — коэффициент крутящего момента двигателя;
Iтр — передаточное число трансмиссии.

6. Выбор оптимального передаточного числа трансмиссии

Оптимальное передаточное число трансмиссии выбирается на основе следующих критериев:

Обеспечение необходимой силы тяги во всем диапазоне скоростей.
Минимальные потери мощности в трансмиссии.
Оптимальный режим работы двигателя.

### Пример расчета

Рассмотрим пример расчета тяговых характеристик автомобиля с механической трансмиссией следующих параметров:

Вес автомобиля — 1000 кг
Коэффициент сопротивления качению — 0,01
Уклон дороги — 5%
Скорость движения — 50 км/ч
Радиус качения колеса — 0,3 м
Мощность двигателя — 50 кВт
Число оборотов двигателя — 2000 об/мин

1. Сила тяги:

«`
Fт = 1000(0,01 + 0,05) + 1000(13,89)^2/0,3 = 1636 Н
«`

2. Мощность на ведущих колесах:

«`
Nк = 1636 13,89 = 22584 Вт
«`

3. КПД трансмиссии:

«`
ηтр = 22584 / 50000 = 0,452
«`

4. Коэффициент крутящего момента двигателя:

«`
Kм = 50000 / (2π20009550) = 0,523
«`

5. Коэффициент крутящего момента трансмиссии:

«`
Kмтр = 0,523 / Iтр
«`

6. Выбор передаточного числа трансмиссии:

Выберем передаточное число трансмиссии равное 4.

Таким образом, для автомобиля с заданными параметрами требуется сила тяги 1636 Н, мощность на ведущих колесах 22584 Вт, КПД трансмиссии 0,452, коэффициент крутящего момента двигателя 0,523, коэффициент крутящего момента трансмиссии 0,131 и передаточное число трансмиссии 4.